Лазюк Наталья Михайловна воспитатель

Опытно – экспериментальная деятельность.

23 декабря [пн]

Опытно – экспериментальная деятельность.

Последний год в детском саду является переходным этапом между системой дошкольного образования и начальной школой.  Дети  проходят подготовку к обучению грамоте и письму, формируют первоначальные математические представления о составе чисел, вычислительных действиях, возникает интерес к сложным областям познания: физическим законам, лежащим в основе природных явлений, особенностям небесных тел, функционированию человеческого организма. Будущие первоклассники учатся получать новые знания в опытной деятельности — через экспериментирование и моделирование. Интерес к опытной деятельности может возникнуть у ребёнка спонтанно и иметь результат в виде открытия свойств объектов в окружающем пространстве Опытная деятельность в детском саду осуществляется в совместной с педагогом деятельности или в форме самостоятельных занятий. На протяжении пяти лет обучения в дошкольном образовательном учреждении в детях закладывались и развивались черты исследовательского типа мышления: в младших группах — во время игры -экспериментов. В средней и старшей — в экспериментировании и наблюдениями смоделированных объектов, а в подготовительной группе структура детского эксперимента приближается к алгоритму научного исследования. 

В своей работе с детьми подготовительной группы организую экспериментирование, учитываю возрастные особенности детей: Способность к саморегуляции. Дети 6–7 лет усидчивы, умеют самостоятельно планировать темп и формы практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В группе провожу  длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок: через дидактические беседы, монологические озвучивания предположений и прогнозирования воспитанников, проведение доказательный и иллюстративных опытов. Высокий уровень мыслительных способностей. Дети  группы ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев, самостоятельно делают выводы. Развитие диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах  дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (отчёт о продемонстрированном опыте: указание цели и задач, форм практической деятельности, рассказ о ходе исследования и результатах; презентация опытно-экспериментального проекта аудитории слушателей). Формирование навыка самооценки. К возрасту 6–7 лет ребёнок начинает оценивать уровень своих возможностей, способностей и накопленных знаний. Он понимает значимость своей деятельности, но сейчас наблюдается тенденция к завышенной самооценке. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, во время игр, в рисовании, проведении опытов и экспериментов. В работе с детьми провожу опыты во второй половине дня.

Опыт «Вода – растворитель».

Цели: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать , что вода имеет свойство растворять некоторые вещества.

Материалы: Сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, емкости для воды, ложка.

Опыт дети проводят под руководством воспитателя.

1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому соль, третьему аскорбиновую кислоту и попробовать воду на вкус. У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой. А вещества, которые мы положили в воду, растворились, изменили вкус воды.

2. А теперь растворим в воде муку и подсолнечное масло. Воспитатель выполняет это задание. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось масло, оно плавает на поверхности.

3. В конце опыта дети делают рисунки, закрашивая воду в стаканах голубым цветом, а коричневым показывают осадок в стакане.

Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт «Прозрачность воды».

Цель: Подвести детей к выводу, что «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».

Материалы. Две банки с водой, камешки, гуашь.

-Выяснить, как усвоено понятие «прозрачной»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан).

-Показать, что вода в банке прозрачная (опустить в воду камешки, и они будут видны).

- Затем вторую баночку закрасить гуашью. Вода стала грязной, мутной . Опустить в такую воду камешки и убедиться в том, что они не видны.

- Всегда ли вода в реке прозрачная, когда она может стать мутной.

Вывод: Чистая вода – прозрачная, через нее видны камни, мутная вода – непрозрачная.

Задание. Дорисуй в одной из банок 1-2предмета. Рисунок должен доказать прозрачность воды.

Мы с детьми проводили опыт на прозрачность воды . В две баночки налили воду. Определили что вода в обеих баночках прозрачная. В одну баночку насыпали камней и мы в воде их увидели. Во вторую баночку капнули гуашь и так же положили камни. Но в воде камней не было видно.  Ребятам раздала листочки предложила изобразить опыт на рисунке. Дети раскрасили две баночки, одну голубым цветом, другую темным, и изобразили в какой баночке видно камни. В конце опыта сделали с детьми вывод, что предметы видно только в прозрачной воде.

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.